О вкусах

Загрузка ...
О вкусах не спорят или калорийность питания


                                 Питание людей тесно связано с многовековыми традициями, укладом жизни. Есть племена и народности, которые отличаются поразительной всеядностью. Коренные жители северо-восточных провинций Австралии употребляют в пищу более двухсот видов растений и около ста моллюсков. Добавьте к этому змей, мышей, лягушек, гусениц, яйца птиц, птенцов, разных насекомых... Одним словом, из того, что бегает, прыгает, скачет, летает, ползает, растет, нет ничего, чем пренебрегают аборигены. И они в этом не одиноки.
Академик Крашенинников, первым из европейцев исследовавший. Жизнь камчадалов, писал, что ительменские женщины заготовляли на зиму большое количество луковиц местного растения — сараны, содержащих значительное количество противоцинготного витамина С. Они отыскивали их в норах лесных мышей. А вот мексиканские индейцы на калорийность питания смотрели так - много столетий назад использовали отличную белковую приправу: собирали и сушили впрок мушиные личинки, чтобы потом добавлять их в пищу. В Тибете же до сих пор специально разводят мух «на мясо» и делают из них самые разнообразные деликатесы. Змеи и ящерицы считаются изысканным лакомством в Индокитае и Австралии, их с удовольствием едят многие африканские племена.
В Таиланде очень любят острую приправу из красных муравьев. Из них же делают кисловатый освежающий напиток. Саранча, этот бич урожая, входила в рацион многих народов. На базарах Северной Африки продают жареных и вяленых термитов. Кстати, они куда питательней говядины!  Сто граммов содержат 560, а соответствующее количество мяса — только 130 калорий. Список «непривычных» продуктов можно продолжать бесконечно. В настоящее время в крупных городах множатся кафе и рестораны, где готовят экзотические блюда. Одно из них — бланшированные и отваренные в собственном соку кузнечики. Японская фирма «Риосоку» полностью специализируется на выпуске консервов из кузнечиков, издавна любимого блюда. Недаром народная мудрость советует: «Живешь у горы — ешь то, что дает гора; живешь у моря — ешь то, что дает море». Многое здесь объясняется своеобразной модой, но несомненно, что на это есть и куда более веские причины.
На Востоке говорят: «Мы едим все, кроме луны и ее отражения». Восточная кухня насчитывает десятки тысяч наименований кушаний буквально из всего, что дает природа. Плавники акулы, сушеные улитки, ласточкины гнезда, специально приготовленные тухлые яйца, жареные пиявки, молочно-кровяные конфеты и тому подобное — все это деликатесные блюда китайцев.
«Змеи, ласточкины гнезда, кузнечики — в пищу?» — с отвращением подумают многие. Дело вкуса, привычек, традиций. Китайцы, например, не любят наши сыр и масло. Они называют их испорченным молоком. А у нас вызывают отвращение тухлые куриные яйца — излюбленные блюда в Китае. Словом, каждая нация имеет свои прочные многовековые кулинарные корни, традиции.
Еще триста лет до нашей эры в Пенджабе возделывали бананы. Александр Македонский, придя туда, попробовал этот фрукт. Он ему не понравился, и поэтому был издан приказ, который запрещал солдатам употреблять его в пищу.
Пространное перечисление «атавистических вкусов» наших предков свидетельствует о полноте использования всего, что давала природа. Ничто из «даров», достававшихся в результате тяжких усилий и лишений, не пропадало впустую. И не только использовалось в пищу. Мясо убитых животных съедалось, шкура и кишки шли на изготовление одежды, бытовых принадлежностей, из рогов и костей делались иглы, наконечники для стрел и копий.
Приблизительные подсчеты свидетельствуют, что люди каменного века использовали в своей сфере потребления 70—90 процентов всего добытого, то есть они вообще не знали, что такое отходы!
По степени утилизации урожая мы проигрываем нашим далеким предкам примерно со счетом 1 : 10. Но этого мало. Длительное и успешное существование древнего человека в тогдашнем суровом мире объясняется и тем, что он сумел распределить свое влияние на природу достаточно равномерно. Изымая только «лишнее» из производимого флорой и фауной, наш предшественник оставался естественной, неотделимой, а значит, нужной и устойчивой частью природы.
Всеядность как и калорийность питания имела огромное значение. Она позволила человеку устоять перед глобальными изменениями климата и расселиться по всему земному шару. Доля растительной пищи в меню первобытных людей была значительной и сыграла положительную роль в количественном и качественном отношении. Последнее особенно важно. Древнее пристрастие к разнообразию во многом объясняется природной способностью первобытного человека уметь восполнять недостаток того или иного белка в одном продукте изобилием его в другом.
С развитием массового сельскохозяйственного производства ассортимент продуктов, а следовательно калорийность и разнообразие питания, постоянно снижается. Сейчас ботаники насчитывают на земном шаре около 500 тысяч различных видов растений, а основу питания человека составляют всего лишь те немногие 30, что наиболее урожайны и лучше прочих пригодны для возделывания.
Человек стремился быть цивилизованным и поступился одним из наиболее мудрых природных инстинктов. Теперь его аппетит определяется в значительной мере гурманством — вкусовые ощущения преобладают над здравым смыслом; а отсюда и неудовлетворение специфических потребностей организма.
В наше время инстинкт заменен точным расчетом, который, в частности, показывает, что составить полноценный рацион, сбалансировав его белковую часть исключительно за счет растительных продуктов, чрезвычайно сложно. Проще получить его уже в готовом, «полноценном» виде через продукты животноводства. Проще, но полезно ли?
Итак, пришла пора кое в чем пересмотреть наше отношение к первой «великой хозяйственной революции», свершившейся тысячи лет назад. Замена собирательства и охоты на так называемые «производящие» формы деятельности не такая уж идеальная метаморфоза.
Во всяком случае не настолько безоговорочная, чтобы можно было рекомендовать человеку оставаться лишь традиционным землепашцем и животноводом.
За относительно короткий промежуток времени переход к земледелию и скотоводству обеднил флору и фауну планеты. Былое множество диких биологических видов сменилось однообразными одомашненными видами культур на огромных площадях. Снижение разнообразия растительной части питания привело к излишнему использованию продуктов животного происхождения, что нельзя признать полезным для человека. Узкая номенклатура выращиваемых растений и разводимых животных увеличивает зависимость от природы, климатических капризов